понедельник, февраля 02, 2009

Третий день читаю Пушкина

...попалось в руки собрание в 10 томах, стал читать дневники и записки (Ну не «Капитанскую» же «Дочку»!) — это нечто, над каждой страницей хмыкаю не менее трёх раз, а иногда просто ржу. До чего дядька был смешной! Эх, нам бы пересечься, мы б и водки попили, и потрепались бы от души, а Дантесу б натянули глаз на жо, благо я знаю, чем там у них кончится. Жаль, не срослось.

Немножко дайджеста, даже и для себя: поугорать как-нибудь через годик, когда подзабудется.

* * *

Кочубей и Нессельроде получили по 200000 на прокормление своих голодных крестьян. Эти четыреста тысяч останутся в их карманах. В голодный год должно стараться о снискании работ и о уменьшении цен на хлеб; если же крестьяне узнают, что правительство или помещики намерены их кормить, то они не станут работать, и никто не в состоянии будет отвратить от них голода.

* * *

В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки. N сказал, что мебель придворная и просится в Аничков.

* * *

Вигель получил звезду и очень ею доволен. Вчера был он у меня. Я люблю его разговор - он занимателен и делен, но всегда кончается толками о мужеложстве.

* * *

Царь дал мне взаймы 20000 на напечатание "Пугачева". Спасибо.

* * *

Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника. Князь Долгорукий (обер-шталмейстер и петербургский предводитель) и граф Шувалов распоряжают этим. Долгорукий послал Нарышкину письмо, писанное по-французски, в котором просил он его участвовать в подписке. Нарышкин отвечал: "Милостивый государь, из перевода с письма вашего сиятельства усмотрел я еtс.".

* * *

В прошлое воскресение обедал я у Сперанского. Он рассказывал мне о своем изгнании в 1812 году. Он выслан был из Петербурга по Тихвинской глухой дороге. Ему дан был в провожатые полицейский чиновник, человек добрый и глупый. На одной станции не давали ему лошадей; чиновник пришел просить покровительства у своего арестанта: "Ваше превосходительство! помилуйте! заступитесь великодушно. Эти канальи лошадей нам не дают".

* * *

Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться - и давать ход интриге, достойной Видока и Булгарина! Что ни говори, мудрено быть самодержавным.

* * *

Государь посадил наследника под арест на дворцовую обвахту за то, что он проскакал галопом вместо рыси.

* * *

Генерал Болховской хотел писать свои записки (и даже начал их; некогда, в бытность мою в Кишиневе, он их мне читал). Киселев сказал ему: "Помилуй! да о чем ты будешь писать? что ты видел?" - "Что я видел? - возразил Болховской. - Да я видел такие вещи, о которых никто и понятия не имеет. Начиная с того, что я видел голую **** государыни" (Екатерины II-ой, в день ее смерти).

* * *

Маршал Мезон упал на маневрах с лошади и чуть не был раздавлен Образцовым полком. Арнт объявил, что он вне опасности. Под Остерлицом он искрошил кавалергардов. Долг платежом красен.

* * *

Недавно государь приказал князю Волконскому принести к нему из кабинета самую дорогую табакерку. Дороже не нашлось, как в 9000 руб. Князь Волконский принес табакерку. Государю показалась она довольно бедна. - "Дороже нет", - отвечал Волконский. "Если так, делать нечего, - отвечал государь: - я хотел тебе сделать подарок, возьми ее себе". Вообразите себе рожу старого скряги. С этой поры начали требовать бриллианты. Теперь в кабинете табакерки завелися уже в 60 000 р.

* * *

Когда б я был царь, то позвал бы Александра Пушкина и сказал ему: "Александр Сергеевич, вы прекрасно сочиняете стихи".

* * *

Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму "Ермак" или "Кочум", разными размерами с рифмами.

Комментариев нет:

Поиск по этому блогу